rushev.ru



Юх!
Небольшое путешествие


"— Посмотри, у меня стопы горят?"
Водитель-дальнобойщик

22 июля, 23 июля, 24 июля, 25 июля, 26 июля, 27 июля, 28 июля, 29 июля, 30 июля, 31 июля, 1 августа, 2 августа, 3 августа, 4 августа, 5 августа, 6 августа, 7 августа, 8 августа, 9 августа, 10 августа

Предисловие

Решили однажды я и Илья

покататься автостопом по нашей России-матушке. Сначала вообще была задумка ехать на Байкал, но ей не суждено было осуществиться в силу разнообразных причин и, как я потом понял, это произошло к лучшему. Чтобы ехать стопом далеко на восток, надо иметь хотя бы парочку вписок в дороге - в Екатеринбурге и Омске, например, где можно было бы помыться, отдохнуть, то да сё. Плюс климат не такой жаркий, как на юге России, плюс в некоторых местах имеются тучи комаров - короче, перед поездкой неплохо бы изучить маршрут, чтобы сиё путешествие не вспоминалось бы потом как страшный сон.

Для того, чтобы путешествие было максимально комфортным и приятным, надо знать максимально возможное количество всяких нюансов (некоторые мы знали, некоторые нет - о всех них речь пойдёт ниже). Тогда всё будет, что называется, без говна.

Наверное, многие слышали об Антоне Кротове и о его "Практике вольных путешествий" (avp.travel.ru). Так вот, я бы никому не рекомендовал использовать эту книгу именно как практическое пособие для путешествий. Книга Кротова интересная, лекго читается, несёт много полезной информации, но в то же время она насквозь пропитана крайне нездоровым, зашкаливающим оптимизмом и откровенным идиотизмом вперемешку с неточной, а зачастую даже ложной информацией. Я бы назвал эту книгу "Практика вольных путешествий в идеальном мире" или "Практика вольных путешествий, если всё идёт хорошо". Конечно, вера в себя и хорошее настроение - это очень много. Но это не всё. На одном оптимизме далеко не уедешь, во всех смыслах. Меня удивляет, что в книге Кротова некоторые вещи описаны максимально детально (например, выбор позиции), а про некоторые, не менее важные вещи, ни сказано ни слова. Сначала я вообще хотел написать отдельную книгу по автостопу "как он есть", но потом понял, что это будет сравни изобретению велосипеда. Пусть основным материалом по этой теме остаётся "ПВП", НО с серьёзными доработками и уточнениями. Всё, что касается данной темы в повествовании, я буду заключать в серенькую рамочку. Для тех, кто с этой книгой не знаком, рекомендую ознакомиться, т.к. в ходе повествования для удобства я буду употреблять слова и выражения, ходящие среди автостопщиков.

Перво-наперво стоит сказать, что автостоп - это не всегда легко и приятно. Автостоп - это по сути своей концентрированная жизнь, и в нём, как и в жизни, имеют место быть радости и горести, удачи и невезение, приятные знакомства и нежеланные ситуации и т.д. и т.п. Ни в коем случае не стоит заниматься идеализированием автостопа и писать псевдоромантическую херню типа "Каждому из нас когда-нибудь хотелось заглянуть за горизонт...". Отправляясь в дальнее путешествие, прежде всего, стоит подготовить себя психологически к возможным трудностям и неурядицам в пути. Чем лучше и мощнее будет такая подготовка, тем приятнее будет само путешествие. Тут срабатывает пословица "Хочешь мира - готовься к войне". Но даже при самом удачном раскладе путешествие может показаться неприятным. И тут я скажу фразу, которую обычно говорят на дорогущих тренингах для забитых жизнью людей, отдающих за эту фразу последние деньги: "Все проблемы находятся у вас в голове". Да, это так, но опять же, поняв это, не стоит доводить всё до абсурда и специально искать неприятностей на свою задницу, проявляя стойкость в их преодолении.

Количество людей в путешествии

Рассмотрим все варианты по порядку.

Один парень.

Из всех возможных вариантов этот, наверное, самый оптимальный в плане быстроты и безопасности перемещения. Одного парня часто берут дальнобойщики в качестве собеседника в пути. Да и количество останавливающихся легковушек заметно больше, нежели при езде вдвоём - это зачастую обусловлено свободным местом в машине. У человека, путешествующего в одиночку, лучше работают мозги, т.к. у него надежда только на себя и ни на кого больше.

Одна девушка.

В одиночку девушка перемещается чуть быстрее парня, но сильно уменьшается безопасность путешествий. Часто девушка уже в кабине машины получает весьма недвусмысленные предложения, да и по трассе её могут ожидать неприятности. Ни в коем случае не стоит вызывающе одеваться. Да и в плане преодоления трудностей дороги девушка обычно не так сильна, как парень, так что я бы вообще не рекомендовал путешествовать девушке одной.

Девушка и парень.

Хороший вариант и в плане быстроты, и в плане безопасности.

Две девушки.

На мой взгляд, самый худший вариант из всех. Скорость снижается заметно, а безопасность не сильно выше, чем в случае с девушкой-одиночкой. Одна моя знакомая рассказывала, что они с подругой, путешествуя в джинсах и свитерах, с огромными рюкзаками и т.д. - и то попадали иногда в неприятности. Даже когда они шли по трассе, около них останавливались машины и водилы спрашивали, не работают ли они. Дураков полно, так что двум девушкам надо быть очень осторожными.

Два парня.

Самый лучший вариант в плане безопасности, но самый плохой в плане скорости. Здесь полно плюсов: и взаимовыручка в случае, если один попал в трудную ситуацию, и удобство автостопа (например, около заправки один может стопить, а другой ходить договариваться с дальнобойщиками) и т.д. и т.п. А минус один, но большой - дальнобои (да и легковушки) очень часто не берут двоих парней из-за боязни или просто из-за отсутствия места в кабине.

Три человека и более.

Антон Кротов пишет, что он с друзьями путешествоал и "нераздельными шестёрками", и даже семёрками и т.д. Не знаю, может быть, где-то и есть места, по которым реально путешествовать таким количеством, но по крайней мере в центральной части России такое путешествие будет крайне медленным - надо ждать либо доброго водилу автобуса, либо аварийку, либо хиппи с домом на колёсах. В любом случае, такое путешествии будет приятным только при чудовищном везении.

Деньги в дорогу

Мой совет - берите в дорогу денег столько, сколько вам бы хватило на оплату проезда туда и обратно. Это и будет ваша небходимая и достаточная сумма на всё время. Брать денег больше - глупо, ибо вы всё же "вольный путешественник", а не мажор-турист. Большое количество денег расслабляет, и у вас будут тысячи соблазнов поехать на рейсовом автобусе или такси, особенно по городу и межгороду. Деньги надо платить только в редких случаях, когда плохо идёт автостоп или когда вы заболели, например, и надо быстрее купить лекарства или доехать до ближайшей вписки. Или же просто в качестве небольшого отдыха, когда вписка рядом, а тут автобус подвернулся прям до неё. Но в любом случае, оплачиваться должно максимум 10 - 20 процентов всей дороги, иначе это уже будет какой-то полуавтостоп или вовсе не стоп, а не пойми чего. В идеале же всё передвижение где бы то ни было должно быть полностью бесплатным. Подробнее об этом будет дальше. Брать денег меньше - опасно. Конечно, можно поехать от Питера до Владивостока вообще без рубля, но такое путешествие сильно вымотает организм (если только вам крупно не повезёт) и вряд ли доставит большое удовольствие.

При правильном передвижении с каждым километром вы будете экономить деньги из своего запаса. На эти деньги вы и будете покупать еду, а также одежду, различные необходимые и не очень вещи и сувениры по желанию. Но всегда следует помнить, что сумма, находящаяся у вас на руках, должна быть достаточной для отъезда домой на платном транспорте. Это даёт прежде всего психологическую уверенность, сохраняет спокойствие в пути и даёт независимость от внешних воздействий.

Вещи

Количество вещей зависит от того, на какое расстояние вы едете. Если суммарное расстояние вашего пути составляет менее 500 км, то можно не брать ничего, разве что воды и еды в дорогу, т.к. даже при плохом автостопе вы, выйдя из дома рано утром, скорее всего, приедите в нужное место в течение одного дня (особенно если трасса федерального значения).

Если же вы едете дальше, вам необходим самый незаменимый атрибут автостопщика - рюкзак. Литраж рюкзака увеличивается прямо пропорционально длине пути и достигает максимума при расстоянии более 2000 км. При такой дальности необходим рюкзак на 70 - 100 литров, который будет вам служить и при прочих еще более дальних путешествиях, обеспечивая автономность в передвижениях. Хороший автостопщик должен иметь два рюкзака - один "штурмовой", т.е. малолитражный (спортивный или же обычный - "грыжа пионера" или даже вещмешок) - для перемещения от места базирования (вписка или палаточный лагерь) на небольшие расстояния; и многолитражный рюкзак - для дальних путешествий. На тему рюкзаков написано много всего, подробно описаны разные конструкции и виды, при желании любой найдёт в Интернете всё необходимое. Я же на малые расстояния беру велосипедный рюкзак "К2" (с ним же и на велосипеде катаюсь), а на большие - станковый рюкзак фирмы "Сплав" из материала "кордура" на 120 литров, из которых занято всегда 80 - 90, остальное - про запас (за счёт верхнего мешка и капюшона).

Вообще советую покупать рюкзаки отечественного производства (если денег немного) и зарубежного (если много). Только не берите "Снаряжение". У Ильи как раз такой - через три дня оторвалась застёжка, т.к. сделана из говённой пластмассы. По остальным - все вопросы к гуглу. Татунка - очень хорошие рюкзаки, но дорогие. Зато вещь. Оптимальный вариант - как раз типа моего рюкзака - без логотипа, максимально простая и удобная конструкция как в плане распределения вещей, так и для переносок (анатомичность).

Не надо покупать разноцветных ярких рюкзаков. Большая хреновина за спиной и так привлекает излишнее ненужное внимание к путешественнику, а при яркой окраске еще и видна издалека. Следует помнить, что желание среднестатистического обывателя оказать вам помощь всегда несоизмеримо меньше, чем желание среднестатистического мента поговорить с вами по душам.

Теперь перейдём к вещам, которые следует положить в свой рюкзак. В данном случае я опишу всё то, что необходимо иметь в автономных путешествиях, т.е. по нескольку недель и более. В коротких путешествиях без некоторых вещей вполне можно обойтись, тут уж дело конкретно каждого человека.

Человеку надо что-то есть и пить. Следовательно, в дорогу надо взять еды и воды. Всего этого брать надо дня на три-четыре, не больше, т.к. за это время вы точно побываете в месте, где запасы можно пополнить. Можно питаться в столовых и кафе, но, во-первых, это деньги, а во-вторых, вы можете оказаться в месте, где до ближайшего общепита будет далековато. Ни в коем случае нельзя обходиться без горячей пищи более одного дня! Это следует твёрдо помнить, даже если у вас никогда не было проблем с желудком и кишечником. При себе всегда надо иметь пакетный суп или же полкило крупы, которую для удобства можно засыпать в "торпеду" - пластиковую полторалитровую бутылку. Весь остальной рацион зависит целиком от ваших желаний и возможностей. Для того, чтобы всегда иметь возможность приготовить суп или кашу, нужен набор туриста - котелок, спички, немного бумаги для розжига. Котелок лучше завернуть в два или три полиэтиленовых пакета, т.к. он сильно пачкается сажей. Само собой, нужен КЛМН - кружка, ложка, миска, нож.

Человеку надо где-то спать. Если вы застопили дальнобоя и дело к вечеру, то, скорее всего, он предложит переночевать в кабине, и проблема ночлега отпадёт сама собой. Практически во всех остальных случаях лучше ночевать в палатке, которую и нужно взять в дорогу. Для комфорта также необоходимы спальный мешок и туристический коврик. У коврика, помимо ночлежных, имеется еще одна очень важная функция - в свернутом виде в рюкзаке он образует идеальное место для сохранения хрупких и бьющихся предметов. Лучше взять наш отечественный ижевский коврик - дёшево и сердито.

Не лишними в дороге также будут паспорт, медицинский полис, фонарик, атлас автодорог, сотовый телефон, блокнот, ручка или карандаш (лучше несколько), аптечка с предметами первой помощи (бинт, йод и т.д.) и лекарствами от ваших болезней, предметы личной гигиены. Необходимо иметь хотя бы одну смену белья, верхней одежды и обуви. Даже если вы едете в тёплые края, обязательно возьмите куртку и тёплые штаны или джинсы - ночи бывают холодные.

Выбор маршрута

Некоторые моменты автостопа замечательно описаны в упоминавшейся уже книге Кротова "ПВП", поэтому зачастую я буду отсылать вас на сайт avp.travel.ru, добавляя лишь некоторые комментарии. По данному вопросу всё есть на сайте. Жаль только, что нельзя кинуть прямую ссылку, т.к. сайт сделан говённо.

Комментарии.

Кое-где дороги строятся и ремонтируются, а кое-где они с каждым годом всё хуже и хуже. Вот федеральная трасса М-53 "Байкал".

И такое далеко не редкость даже на "эмках", хотя движение, конечно, по ним более предпочтительно, нежели по остальным, где может вообще не быть дороги.

Сейчас начинает активно ремонтироваться трасса M4 - будущая олимпийская трасса, так что поток машин по ней с каждым годом будет увеличиваться.

Как правильно сказано, маршрут надо выбирать заранее, но следует также учитывать, что он может меняться, если повезёт поймать машину до другого дальнего города, находящегося в вашей стороне, но в стороне от вашей трассы. Тут надо выбирать - либо ехать далеко, но с отклонением от маршрута (конечно, небольшим), либо выйти на повороте.

Для того, чтобы попасть из Нижнего Новгорода в Краснодар, куда нам и было нужно, можно ехать несколькими путями. Первый путь (М7 - М4) Нижний Новгород - Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар наиболее быстрый и предпочтительный, его мы и выбрали. Другой путь - в сторону юга от Н. Новгорода, т.е. Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов - Волгоград - Ростов-на-Дону - Краснодар. По расстоянию получается практически одинаково, но поток машин там вцелом меньше (нет тяготения к Москве) и дороги вцелом хуже (по той же причине). Есть также путь через Муром, но там в плане автостопа еще хуже.

22 июля

В этот день мы вышли из дома с рюкзаками за спиной и поехали на море. Отправились рано утром, часов в 7, чтобы успеть попасть на "волну" из Нижнего Новгорода. Дошли до конечной остановки "ул. Долгополова", сели на автобус, едущий на Московское шоссе. Вышли за одну остановку до "Лесной поляны". Насчёт выбора позиции и техники голосования всё максимально подробно сказано в "ПВП", тут, пожалуй, добавить нечего. Единственное, что не очень порадовало во время стопа, так это то, что многие водители, крутя пальцами и показывая, что они едут до поворота, делают это для собственного оправдания, для чистки совести, так сказать. Обычно после таких действий водитель не смотрит на ответную реакцию автостопщика, а продолжает ехать дальше, следовательно, его действия были бесполезны в плане стопа. И еще один важный момент.

Старайтесь "селектировать" машины, даже когда они находятся далеко от вас. Если поток оживлённый, нужно грамотно распределять своё внимание и научиться мгновенно отсеивать машины, которые вряд ли остановятся. Наметив же в потоке машин ту, вероятность остановки которой максимальна, старайтесь еще издалека смотреть водителю в глаза, а при приближении машины сделать один-два шага назад от трассы, улыбаясь и как бы приглашая водителя остановиться. Практика показала, что наиболее часто останавливаются машины отечественного производства, за рулём которых сидит мужчина средних лет. Поэтому пристальным объектом наблюдения и внимания должны быть
1. Легковые автомобили без пассажиров.
2. Грузопассажирские микроавтобусы (многие возвращаются пустыми со своих заказов).
3. Такси (очень часто можно договориться с водителем ехать бесплатно).
4. Грузовые фургоны дальнего следования. Активно стопить фургоны надо только в том случае, если рядом нет других машин, т.к. почти все дальнобои знают, кто такие автостопщики и хорошо видят их на трассе, а иногда и сами ищут попутчиков в пути.

Если вы долго стоите на плохой позиции на выезде из города (или даже в черте города) и вдруг заметили рейсовый автобус, который едет в нужном вам направлении - не пожалейте денег и остановите его. Потратив от 10 до 30 рублей вы получите хорошую позицию и быстро уедете с неё. Останавливать рейсовый автобус надо максимально активно, махая рукой и всячески давая водителю понять, что вы собираетесь ехать на его автобусе. В противном случае водитель примет вас за простого автостопщика и проедет мимо. Войдя в автобус, попросите водителя высадить вас где-нибудь подальше от населённых пунктов и желательно за постом ГАИ, крупным поворотом или какой-то другой особенностью. В данном случае расстояние, которое вы проедите, совершенно не важно, важна лишь позиция, которую вы получите.

Московское шоссе - это одна большая позиция. Дорога широкая, по обе стороны достаточно места для остановки машины, причём на обочину не навалено щебня или камней, а имеется довольно ровная площадка. Стопить на Московском шоссе легко и приятно.

Если вы едите вдвоём и у вас нет чёткого разделения на ведущего и ведомого, советую стопить, меняясь каждые полчаса. Если же кто-то из вас застопил машину и вы поехали, то на следующей позиции должен стопить опять тот, которому повезло, и снова ровно полчаса. Таким образом сохраняется "кураж" передвижения и "автостопный эгрегор" (в шутку введённое нами понятие).

Если после двух часов стопа на оживлённой трассе вы не добились успеха, самое время сменить позицию. Возможно, машины не останавливаются из-за того, что дальше пост ГАИ или какое-то препятствие, о котором вы не знаете. Возможно, что до вашей позиции висел знак "Остановка запрещена", который вы не заметили и т.д. В любом случае, даже если ничего этого нет, смена позиции помогает психологически.

Стояли мы недолго - минут через 20 - 25 остановился мужичок на американском "Додже" и согласился подвезти нас практически до Москвы. В процессе разговоров выяснилось, что мужик основательно поеложен жизнью. В девяностых он работал в рыбном бизнесе, заказчиками у его компании были норвежцы. Грянул дефолт 98-го года. За долги пришлось продать квартиру, ушла жена и т.д. Чтобы не доводить себя до самоубийства, мужик ушёл на три года в храм, где занимался всякими разными вещами - убирал мусор, помогал в строительстве храма. Наконец, в 2001-ом году немного оклемался и снова стал заниматься бизнесом. Сам мужик родом из Дауговпилса (Латвия), живёт и работает в России. От него мы получили множество полезной информации касаемо поведения при задержании милицией, узнали про различные тонкости в законах, вобщем, напутствие было как раз что надо.

Мужик нас довёз до поворота на Софрино - это уже подмосковье. Там мы сделали небольшой привал - поели яиц всяких, сырков - и пошли дальше стопить. Вдруг метрах в двадцати от нас остановился какой-то Камаз. Илья продолжал стопить, а я пошёл договариваться. Водилой оказался какой-то супер-хачик (как на карикатурах), из речи которого я не понял ни единого слова, хотя говорил он, кажется, по-русски. Я уже сказал так, чтобы было максимально понятно: "В сторону Москвы бесплатно подбросите?", но и тут мало что поменялось. Он начал повторять какое-то слово, которое я при всём своём желании понять не мог. Хотя это слово не напоминало слово "деньги", я всё же сказал на всяких случай: "Денег нет", но тут хачик замотал головой и снова стал повторять это загадочное слово. Так и не поняв, что же он хочет, я пошёл обратно на позицию.

Тут произошло довольно редкое событие (по крайней мере, больше такого не было ни разу) - остановилось сразу ДВЕ машины. Илья подошёл к первой, я ко второй. Мне подходить надобности особой не было, т.к. краем глаза я уже видел, что Илья почти договорился с первой машиной, т.к. что подошёл я "на всякий пожарный". Во второй машине оказался какой-то жирный мажорный имбецил, выдавший: "Гы-гы! Куда, парни, едите? Гы-гы! В Москву? Гы-гы!". В это время я уже заметил, что первая машина согласна нас везти, и сказал: "Да, в Москву. Спасибо, мы уже поймали".

В машине оказались парень с девушкой примерно нашего возраста. Разговорились о всяких фестивалях и сборищах; парень сказал, что он тоже раньше ездил автостопом. Потом спросил, можно ли у нас в Нижнем вписаться. Я говорю: "Да почему бы и нет". Эта ситуация мне напомнила момент из "Золотого телёнка", когда "Переводчик на радостях чмокнул Остапа в твердую щеку и просил захаживать, присовокупив, что старуха мама будет очень рада. Однако адреса почему то не оставил."

Постояв в традиционных московских пробках, мы приехали прямо на ВДНХ. Надо сказать, что в последнее время Москва меня довольно сильно раздражает. Так уж как-то повелось, что в сердце нашей Родины я бываю практически каждый год с самого раннего детства (за исключением 2004 и 2005 годов) и иногда довольно подолгу. Правда, в последние года я в столице в основном проездом, но странная штука - как только оказываюсь в Москве, сразу кажется, что я здесь был очень недавно. Особенно на ВДНХ. И сразу же хочется отсюда уехать. Поэтому понятно моё настроение и выражение лица.

Вот те виды, которых я бы век не видел.

Сделав круг почёта по ВДНХ, мы пошли на ближайшую станцию метро. С моего последнего посещения метро мало что изменилось. В очередной раз порадовал оптимизм, брызжущий из пассажиров.

Поезда же останавливались охотно.

На метро мы доехали до Лёхи - нашего друга, который работает около Арбата сторожем в магазине китайской мебели. Характерная особенность - на фотографиях он никогда не клоуничает, не позирует и не делает дурацких рож (также, как и мы).

По магазину китайской мебели (как оказалось, не только мебели) ходить очень интересно и очень страшно. Везде царит китайская красота, но если ты нечаянно, по-русски, сшибёшь какую-нибудь хреновинку и она разобьётся - изволь платить. А хреновинка эта может стоить несколько сотен тысяч рублей.

Напротив магазинчика оказался огромный торговый центр с открытым лифтом, из которого мы пообозревали окрестности этого провинциального и захолустного, в принципе, городишки.

С высоты птичьего полёта открывается прекрасный вид на наши рюкзаки.

Вот они, при ближайшем рассмотрении. Человек справа - друг или родственник Лёхи, но это не важно, т.к. я даже имени его не запомнил.

Поговорив немного с Лёхой за жизнь, мы двинулись в сторону Арбата. Сам Арбат, как и Москва, мне не нравится совершенно, но уж коли оказались рядом - грех не зайти. Памятник Окуджаве.

Стена Цоя.

И прочие давно никому не нужные и неинтересные вещи.

Сориентировавшись на местности и сев на метро, мы доехали до станции "Домодедово". Идя в направлении трассы М4, мы попутно интересовались у местных жителей, далеко ли до выезда из города. Понятно, что далеко, т.к. это ж Москва. Один мужик нам посоветовал ехать на троллейбусе и даже дал два билета. На троллейбусе мы доехали почти до самого МКАДа и встали на позицию для стопа. Останавливались в основном чурки-таксисты, думавшие, что мы едем в аэропорт. Они никак не желали везти нас бесплатно. Но стояли мы недолго - один парень подбросил нас прямо на трассу М4, и там уже открывался прямой путь на Ростов. Стопанули двух каких-то чуд на жигулях, которые оказались то ли спилерами, то ли спилетами - вобщем, теми, кто бродит с фонарями по всяким пещерам. Они направлялись как раз в сторону какой-то пещеры и предложили нам присоединиться к ним. Мы сначала было согласились, но потом всё же пораскинули мозгами и решили, что сбиваться с намеченного курса еще рановато. Таким образом мы оказались близ речки Пахра, рядом с селом Ям. Тут мы сделали еще один привал с поглощением пищи.

Рядом была какая-то кафешка, и Илюха иногда ходил к дальнобоям поинтересоваться, не хочет ли кто нас подвезти. Странное дело, но никто не хотел. Пришлось пройти пешком значительное расстояние и опять стопить. Меж тем начинало уже смеркаться и мы стали потихоньку оглядываться в поисках места, где в случае чего можно было бы переночевать. Однако до этого дело не дошло - мы стопанули мужичка средних лет на жигулике. Мужик оказался с Тамбова, ехал из Москвы к своим каким-то друзьям в Липецк. С собой он вёз кошку Дашку в кошачьей коробке, которую приходилось всё время держать на коленях. Иногда кошка начинала орать, и приходилось останавливаться, чтобы её выгуливать и давать ей пожрать.

Ехали мы всю ночь, и под утро я уже стал потихоньку вырубаться. Наконец доехали до поворота на Липецк, где мы поставили палатку. Места долго не искали, т.к. дико хотелось спать - просто ушли от трассы в сторону поля и в кустах заночевали.

Далее->>